Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
Укажите, какое общее свойство живых организмов отражено на рисунке:
Продуцентами являются:
Одной из причин опустынивания земель является:
Доминантная гомозигота по аллелям первого гена и гетерозигота по аллелям второго гена может иметь буквенное обозначение генотипа:
Биомасса, созданная за сутки всеми травянистыми растениями опушки леса, — это:
Трансгенные формы картофеля получены путем:
Подберите недостающее понятие, учитывая, что между указанными парами существует одинаковая логическая связь:
диффузия — поступление молекулярного кислорода = эндоцитоз — ?
Из пяти приведенных признаков четыре можно отнести к одной большой человеческой расе. Укажите «лишний» признак, который к этой расе не относится:
Укажите правильно составленную пастбищную цепь питания:
Одним из признаков, указывающих на принадлежность человека к подтипу Позвоночные, является:
Биотехнологическим процессом является:
Отец и сын больны одной из форм дальтонизма (наследственное рецессивное заболевание, сцепленное с Х-хромосомой), а мать здopoвa. Укажите верное утверждение:
У близких видов североамериканских светляков для привлечения особей противоположного пола наблюдается различный характер световых вспышек: по длительности, частоте, интенсивности. Это пример изоляции:
Определите, какие утверждения характеризуют половое размножение (I), а какие — бесполое (II):
а — обусловливает значительную комбинативную изменчивость
б — одной из форм является фрагментация
в — может осуществляться с помощью вегетативных органов
г — новый организм может развиваться из неоплодотворенной яйцеклетки
Дан список понятий, три из которых можно отнести к одному биохимическому процессу в клетке:
а) глюкоза; б) НАДФ · Н+Н+; в) молекулярный кислород; г) нитрификация; д) лизосома.
Определите, что это за процесс и какие два понятия непосредственно к нему не относятся («лишние»):
На графиках показана зависимость развития яиц и вылупления молоди у веслоноса (рыба отряда Осетрообразные) и травяной лягушки (Семейство Настоящие лягушки) от температуры.
Проанализируйте графики и укажите верный вывод:
Удаление из организма животных продуктов обмена веществ обеспечивает система органов:
На схеме строения цветка цифрой 9 обозначена(-о):
Известно, что бактерия является анаэробной патогенной бациллой. Выберите из текста предложения, в которых приведены описания указанных выше признаков бактерии:
(1)Человечество на протяжении всей своей истории страдало от разрушительных вспышек холеры, которая
распространяется, как правило, в форме эпидемии и является острой кишечной инфекцией, вызываемой бактерией. (2)Это грамотрицательная, изогнутая или прямая палочковидная бактерия. (З)Она имеет жгутик, который в 2−3 раза длиннее тела клетки. (4)Эта бактерия не образует спор, не имеет капсулы. (5)Она может жить и развиваться при отсутствии в среде свободного кислорода. (б)Устойчивость к воздействиям внешней среды относительно невысокая, бактерия чувствительна к высокой температуре, кислотам, солям, солнечному свету.
На рисунке изображена схема жизненного цикла зеленой водоросли.
Знаком «?» обозначено:
Организм для которого характерно наличие клеточного рта, глотки и порошицы, изображен на рисунке:
Укажите признаки, характерные для насекомых:
а — тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка
б — четыре пары ходильных ног
в — органы выделения — мальпигиевы сосуды
г — оплодотворение внутреннее
В состав скелета свободной верхней конечности человека не входит(-ят):
Центральный отдел слуховой сенсорной системы человека включает в себя:
У речного рака:
У кукушкиного льна обыкновенного:
Дополните схему продвижения пищи в организме голубя недостающими звеньями (а—г):
ротовая полость → глотка → 1 → 2 → 3 → 4 → кишечник → клоака.
а) зоб;
б) пищевод;
в) железистый отдел желудка;
г) мускульный отдел желудка.
Вспомните, к какому классу относится ящерица, и выберите признаки, характерные для
представителей этого класса:
а — трехкамерное сердце
б — развиты воздухоносные пути (трахея, бронхи)
в — позвоночник состоит из пяти отделов
г — альвеолярные легкие
д — преимущественно гермафродиты
Для каждого из структурных элементов растительной клетки, обозначенных на рисунке буквами A—Г, подберите соответствующий признак:
1) образует лизосомы
2) накапливает алкалоиды и танины
3) обеспечивает протекание кислородного этапа аэробного дыхания
4) бывает гладкой и шероховатой, осуществляет синтез белков, липидов
5) состоит из микротрубочек, связанных специальными белками в единую систему
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Установите, какой этап эмбрионального развития позвоночных животных соответствует каждому из предложенных процессов:
А) образование хорды
Б) образование бластомеров
B) формирование пищеварительной трубки
Г) образование двух зародышевых листков
Д) формирование полого шаровидного однослойного зародыша
1) дробление
2) гаструляция
3) гисто- и органогенез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):
A) иглы ежа и шерсть собаки
Б) крылья летучей мыши и ласты кита
В) корнеплод моркови и клубень картофеля
Г) семянка подсолнечника и зерновка пшеницы
Д) грызущий ротовой аппарат саранчи и сосущий ротовой аппарат бабочки
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Выберите два утверждения, которые верно характеризуют трофические связи популяций в биоценозах:
1) основаны на пищевых связях организмов
2) являются одним из механизмов поддержания жизнеспособности популяций
3) результат отношений отрицателен для одного организма и нейтрален для другого
4) примером является перенос плодов череды лисицей
5) примером является вытеснение елью из-под своей кроны светолюбивых видов
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Определите суммарное количество водородных связей, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями участка молекулы ДНК, если одна из цепей имеет нуклеотидную последовательность:
ЦАА АГТ ЦГГ ТАТ
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
В кариотипе диплоидного вида ячменя обыкновенного 14 хромосом. В результате мутации образовался тетраплоид. Сколько хромосом содержится в соматических клетках тетраплоида?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Наименьшей основной единицей классификации, объединяющей пескожила, дождевого червя и медицинскую пиявку, является ... .
Дан перечень биологических объектов:
трихинелла, клещ паутинный, сосальщик печеночный, слизень сетчатый, шелкопряд тутовый, нереис, кукушка хохлатая.
Классифицируйте объекты и определите, животные скольких типов в нем перечислены.
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Выберите три верных утверждения, касающихся тканей цветковых растений:
1) склеренхима обеспечивает транспирацию;
2) флоэма придает прочность различным частям растения;
3) камбий и перицикл относятся к образовательным тканям растений;
4) ксилема обеспечивает транспорт воды и растворенных в ней веществ;
5) эпидермис состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу кле-
ток;
6) меристема состоит из мертвых клеток с равномерно утолщенными одревеснев-
шими оболочками.
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 13... .
Для каждого животного подберите схему, отражающую особенности строения его кровеносной системы:
Животное | Схема строения кровеносной системы | |||
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |
A) осётр Б) выдра B) сардина Г) дельфин Д) черпаха |
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А4Б4ВЗГ2Д2.
Укажите три признака, верно характеризующие эстрогены организма человека:
1) вырабатываются в половых железах
2) синтезируются в щитовидной железе
3) регулируют работу коры надпочечников
4) по химической природе относятся к стероидам
5) при снижении их выработки развивается бронзовая болезнь
6) принимают участие в регуляции процессов роста и физического развития
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
В больницу поступила женщина с увеличенным зобом, выпученными глазами и повышенной суетливостью. Укажите место синтеза гормона и сам гормон, превышение нормы которого покажет анализ крови больной:
А) щитовидная железа
Б) поджелудочная железа
В) передняя доля гипофиза
1) тироксин
2) глюкагон
3) соматотропин
Ответ запишите в виде сочетания буквы и цифры. Например: B3.
Сравните речного рака и коромысло. Укажите признаки, характерные для обоих животных:
1) гермафродиты;
2) усиков одна пара;
3) имеется пара фасеточных глаз;
4) ходильных конечностей пять пар;
5) имеется брюшная нервная цепочка;
6) органы выделения — мальпигиевы сосуды;
7) тело покрыто хитинизированной кутикулой.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) еж;
2) олень;
3) мышь;
4) выдра;
5) горилла.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Для каждого вещества организма человека подберите соответствующее описание:
A) липаза
Б) эластин
B) родопсин
Г) интерферон
Д) желчная кислота
1) компонент секрета печени
2) светочувствительный белок клеток сетчатки глаза
3) пищеварительный фермент, расщепляющий жиры
4) белок, защищающий организм от вирусных инфекций
5) пищеварительный фермент, расщепляющий полисахариды
6) фибриллярный белок, выполняющий структурную функцию
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б4В5Г2Д1.
Опустив ногу в ледяную воду, человек непроизвольно ее выдернул. Составьте последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) спинномозговой ганглий;
2) аксон вставочного нейрона;
3) аксон двигательного нейрона;
4) дендрит чувствительного нейрона;
5) тело вставочного нейрона в дерме кожи ноги;
6) тело нейрона в передних рогах спинного мозга;
7) двигательная зона в передней центральной извилине коры больших полушарий.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.